Начало Что нового Полезные ссылки Контакт Помощь
«WEB-ассистент организатора исследовательской и проектной деятельности»
 
Общедоступный ресурс, помогающий обоснованно подойти всем участникам образовательного процесса к вопросу организации исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной и основной школы.
Логин:

Пароль:



 
Теоретические заметки
Глоссарий
Инструментарий
 
Тема исследования
Выработка гипотезы
Организация исследования
Подготовка к защите
Защита проекта
 
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой речи
 
Методические паспорта проектов ГБОУ СОШ №254
Реализованные проекты учащихся начальной школы
Реализованные проекты учащихся основной школы
 
Яркие краски Санкт-Петербурга
Невидимая геометрия

 

Новые события:

Нет новых событий

все события


Немного теории / Теоретические заметки
Механизмы регулирования исследовательской деятельности.
Механизмы регулирования исследовательской деятельности.

1. Принцип соответствия методам естественно-научного исследования.

Учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных исследований: по степени новизны, по сложности, по допустимым погрешностям в измерениях и т.п. Однако, важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования и его задач, формулировка гипотезы и построение модели, определение методики исследования, его проведение, фиксация, обработка и интерпретация результатов, формулировка выводов. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.

2. Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий.

Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому важно предоставить им возможность выбора уровня самостоятельности в исполнении исследовательских процедур. Леви А. выделил три таких уровня в выполнении учениками экспериментальных исследований:
первый уровень – учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты;
второй уровень – учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты;
третий уровень – учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулируют цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.
Имеет смысл дополнить данный перечень еще двумя уровнями:
нулевой уровень – учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописана цель и порядок выполнения работы. Гипотеза не указывается. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют то, что им уже известно и проведено в учебнике. Именно на нулевом уровне исследования работают учащиеся, выполняя традиционные лабораторные работы по физике, химии;
четвертый уровень – учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Более того, ученики ставят под сомнение известные факты, принятые представления и нормы, подвергают их экспериментальной проверке и последующим обоснованиям. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он изучает в ходе учебного исследования.

3. Принцип опережающего характера экспериментов школьников.

Суть данного принципа заключается в том, что учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в своих экспериментальных исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. Исследования по определению не могут быть лишь опытной иллюстрацией изученного материала, которая отрицательно сказывается на учебной мотивации учащихся. Многие объекты, понятия и явления учащиеся успешно изучают именно посредством самостоятельных исследований. При этом учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.

4. Принцип опоры на образовательные интересы учащихся.

Важно, чтобы решение о проведении внепрограммного исследования, выбор его темы были за самим учеником. Учитель должен ориентироваться на познавательные интересы учащихся.

5. Принцип самоорганизации учащихся.

Этот принцип предполагает, что педагог создает условия для: а) самостоятельного определения цели, содержания работы, этапов исследования; б) проявления ответственности за свои решения; в) критической оценки результатов своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.

6. Принцип сотрудничества учащегося и педагога.

В отличие от традиционного обучения, когда результаты решения учебных задач заранее известны, в исследовательском обучении позиции учителя и учащегося уравниваются, поскольку самому педагогу, как правило, неизвестны результаты предстоящей работы. Учитель и учащийся становятся «коллегами». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и на результаты его самореализации.

7. Принцип продуктивности.

Учебно-исследовательская деятельность учащегося должна быть таковой, чтобы в процессе создания внешних образовательных продуктов (результатов исследования) у него происходило формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.

8. Принцип рефлексии.

Исследовательская деятельность на всех этапах должна сопровождаться ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия выступает в качестве условия, необходимого для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал ее в соответствии со своими целями, осознавал и усваивал способы ее проведения. Ученик не только проводит исследование, но знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.


Перечисленные принципы в своей совокупности характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, они регулируют деятельность учителя и ученика в этом процессе.


Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 256 с.





Регистрация:
Имя *:

Фамилия *:

Е-майл :
Телефон :

Телефон сотовый :

Введите код:
Обновить картинку с кодом

* - Поля обязательны для заполнения.


После рассмотрения Вашей заявки на регистрацию, Вы получите данные для входа на сайт для этого укажите Ваш е-майл или телефон.

Новые фото:

Защита проекта "«Разработка собственного маршрута по Шотландии».

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»
Новые файлы.

Маршрут 4. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Маршрут 3. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Буклет. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Маршрут 2. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».



 

 


 


( C ) Все права на опубликованные материалы принадлежат авторам и размещены для свободного просмотра.