Начало Что нового Полезные ссылки Контакт Помощь
«WEB-ассистент организатора исследовательской и проектной деятельности»
 
Общедоступный ресурс, помогающий обоснованно подойти всем участникам образовательного процесса к вопросу организации исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной и основной школы.
Логин:

Пароль:



 
Теоретические заметки
Глоссарий
Инструментарий
 
Тема исследования
Выработка гипотезы
Организация исследования
Подготовка к защите
Защита проекта
 
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой речи
 
Методические паспорта проектов ГБОУ СОШ №254
Реализованные проекты учащихся начальной школы
Реализованные проекты учащихся основной школы
 
Яркие краски Санкт-Петербурга
Невидимая геометрия

 

Новые события:

Нет новых событий

все события


От умений к исследовательским навыкам / Мыслительные умения и навыки
От умений к исследовательским навыкам / Психические познавательные процессы и мыслительные навыки
Психические процессы: восприятие , внимание, воображение, память , мышление , речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, в том числе и исследовательской. Данные познавательные процессы необходимо развивать с раннего возраста.
Далее представлены поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс, предложенные кандидатом педагогических наук, директором Института усовершенствования учителей Еврейской автономной области Татьяной Анатольевной Файн.


I класс

Мыслительные умения и навыки
1. Учить разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Магазин»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или диа-, теле-, мультфильма. Проводить поэлементный эмпирический анализ небольшого текста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой.
Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говорится в несложном рассказе (сказке)?», выделять смысловой центр картинки, основных действующих лиц небольшого диафильма,
мультфильма, сюжеты из телефильма, намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.

2. Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершая его эмоциональной оценкой детей.

3. Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое - с изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.

4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.

5. Расшифровывать родовое понятие («Какие игрушки у вас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Уметь привести примеры, понимать картинный план, отражающий объекты и порядок элементарной конкретизации.

6. Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства. Использовать средства наглядности как образную опору.

7. Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, диа-, теле-, мультфильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?». Намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.

II класс

Мыслительные умения и навыки
1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последовательность действий в диа-, теле-, мультфильме для второклассников. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа из диа-, теле-, мультфильма. Выделять основное в несложном практическом задании.

2. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопо-ставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, поступки, мотивы действия героев сказок. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. Производить одновременно сравнение на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность, завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой.

3. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.

4. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

5. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 2-3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Осваивать картинный план, отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.

6. Отвечать на вопросы типа «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?». В различных учебных ситуациях накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

7. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план действий под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.


III класс

Мыслительные умения и навыки
1. Уметь выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводить основные элементы прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать задачу по составным элементам, пользоваться картинным планом-ориентиром.
Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованной информации (песни, стихотворения, короткого текста), ориентируясь на плакат «Учись выделять главное»; придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, диа-, теле-, мультфильму, упражняться в выделении главного в логических играх.

2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, слова в родном и родственных языках, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. п. Сравнивать информацию на слух (два отрывка из стихо-творения, две мелодии и т. д.), анализировать и сравнивать поступки героев из сказок, рассказов, диа-, теле-, мультфильмов. Осваивать сравнение несложных организационных и практических действий (например, выполненных поделок, рисунков и т. д.). Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности. Уметь завершать суждение простым логическим выводом.

3. На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных, словесных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий) формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на вопросы по общей теме. Отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов, оформлять обобщения в виде плана, заголовка. Проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа и сравнения.

4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический, наглядный показ предмета, явления, через указание, описание. Знакомиться с определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно-логических упражнениях, в практических действиях.

5. Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации (см. программу второго класса). Проводить по плану несложные наблюдения, участвовать в демонстрациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопросы к тексту и рисунку.

6. Накапливать практический опыт прямого (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) доказательства. Строить элементарное доказательство (тезис - конкретное понятие, аргументы - примеры, факты). Отвечать на вопросы «Почему?», «Можешь доказать свою правоту?», «Что об этом говорится дальше?».

7. Учиться осмысливать противоречия при проведении несложных опытов, наблюдений, анализе простой вербальной и наглядной информации. Упражняться в распознавании новой функции объекта (отвечая на вопросы типа «Как еще можно использовать этот предмет?»), высказывать простое предположение о по-следовательности действий, необходимых для разрешения проблемы, о возможных способах решения.


IV класс

Мыслительные умения и навыки
1. Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный эмпирический анализ различной информации. Разделять целое на составные части в практических действиях, при восприятии и осмыслении изображений в тексте, в логических играх. Проводить элементарный смысловой анализ текста, рассказа учителя, воспроизводить основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать ответ товарища по плану.
Выделять субъект и сюжет учебного текста и его части, отвечая на вопрос: «Что говорится об этом?». Разделять информацию на логические части, вычленять родовые и видовые понятия. Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения, придумывать заголовки, составлять простой план небольшого текста. Определять на слух компоненты ритмически организованного текста.
Находить основные смысловые группы, картины, читать простые таблицы, использовать простые схемы. Учиться выделять главное в практических заданиях.

2. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сходства; формулировка выводов. Сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков. Проводить (одновременное, параллельное и отсроченное) сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объекта и контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явления и факты двух родственных языков. Овладевать правилом-ориентиром для сравнения.

3. Осуществлять весь комплекс действий, составляющий индуктивное эмпирическое обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого словесного плана, заголовка, условной схемы, правильного умозаключения. Осмысливать структуру эмпирического обобщения и данное учителем правило-ориентир.

4. Использовать накопленный практический опыт
определения и объяснения понятий для осмысления логического определения через родовые и видовые отличия. Знакомиться с простейшей структурой логического определения на наглядных моделях, в дидактических играх, в словарно-логических упражнениях.

5. Осуществлять весь комплекс действий, составляющих элементарную эмпирическую конкретизацию, анализировать условие задания; выделять известное и неизвестное; вспомнить правило, необходимое для данного случая; в случае недостатка знаний обратиться к учебнику; решив задачу, проверить ее правильность; распознавать в реальной жизни изученные общие понятия, закономерности. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 3-4 примера, конкретизировать заголовок, рисунок, простой словесный план. Связно отвечать по плану. Осмысливать структуру приема учебной деятельности.

6. Совершенствовать практический опыт прямого (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) доказательства. Знакомить с сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства (тезис, аргументы, способ доказательства, выводы). Строить элементарное доказательство по заданной структуре и правилу-ориентиру (тезис - конкретное понятие, прямой способ демонстрации, 2-3 аргумента - конкретные суждения, примеры, факты). Осваивать правило-ориентир, данное в картинной форме с краткими пояснениями, использовать средства наглядности и простейшие технические средства обучения.

7. Учиться видеть противоречия в различных ситуациях учебно-познавательной деятельности, новую функцию объекта, структуру объекта. Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию, высказывать эмпирическое предположение о возможных способах разрешения противоречия. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий при решении познавательных задач, проверять сообща результаты решения. Осуществлять частичный перенос известных знаний и способов в новую ситуацию (в различных видах учебной, игровой, практической деятельности).

Журнал «Практика административной работы в школе», № 6, 2003





Регистрация:
Имя *:

Фамилия *:

Е-майл :
Телефон :

Телефон сотовый :

Введите код:
Обновить картинку с кодом

* - Поля обязательны для заполнения.


После рассмотрения Вашей заявки на регистрацию, Вы получите данные для входа на сайт для этого укажите Ваш е-майл или телефон.

Новые фото:

Защита проекта "«Разработка собственного маршрута по Шотландии».

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»

Защита проекта «Михайловский замок»
Новые файлы.

Маршрут 4. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Маршрут 3. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Буклет. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».


Маршрут 2. Учебный проект «Разработка собственного маршрута по Шотландии».



 

 


 


( C ) Все права на опубликованные материалы принадлежат авторам и размещены для свободного просмотра.